Новым исповедникам Православия: блаженнопочившему Тихону, Патриарху всея Руси Патриарху Сербскому с молитвенным благодарением посвящает автор. Начиная с моих пятнадцати лет Достоевский – мой учитель. Признаюсь – и мой мучитель. Уже тогда он увлек меня и покорил своей проблематикой. Я понял, что его проблемы – это вечные проблемы человеческого духа. И если человек называется человеком, то он должен ими заниматься. А Достоевский весь в этих проблемах, и поэтому во всех своих изысканиях он – настоящий человек. Его превосходство в том, что в вечные проблемы человеческого духа он внес вдохновение пророка, пламень апостола, искренность мученика, грусть философа, прозорливость поэта. В Европе не было ни такого мыслителя, ни такого философа, ни такого поэта, которые так сильно и всесторонне, как Достоевский, ощутили бы величественную драму и страшную трагедию европейского человека и всех его завоеваний. Ему до тонкостей знакомы не только Евангелие, но и апокалипсис европейского человека. Апокалипсис со всеми его безднами, страхами и ужасами. Его пророчества о Европе исполняются на наших глазах, и сердце обливается кровью. Мы не говорим, как Лейбниц, что наш земной мир – лучший из миров, но мы уверены в одном: наш земной мир – самый загадочный из всех миров. Из СОДЕРЖАНИЕ Достоевский перед вечными проблемами. Самый отчаявшийся среди отчаявшихся. Демонология (от человекомыши к человекобогу). 3. Бунт. 4. Идеологи и творцы нового человека. 5. Тайна атеистической философии и анархистской этики. 6. Достоевский – легион. 7. Православная теодицея – единственное решение вечных проблем. 8. Над тайной пшеничного зерна. 9. Философия любви и познания. 10. Наивысшая полнота жизни. 11. Тайна Европы. 12. Тайна России. 13. Тайна всеславянства и всечеловечества. 14. Тайна европейского человека и славянского всечеловека.15. Достоевский – всечеловек.