Данная брошюра содержит предисловие к третьему изданию полного собрания творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Она адресована в первую очередь тем, кто искренне ищет спасения, но встречает на этом пути серьезные трудности, особенно при изучении святоотеческих писаний и, в частности, трудов самого святителя.
Владыка Игнатий пишет: «Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства»: «каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях отцов». Из этих слов видно, как необходимо ищущим спасения чтение и изучение святоотеческих трудов, особенно в нынешнее время, которому присуще крайнее умаление истинных духоносных наставников. Поскольку в творениях преосвященного владыки Игнатия наиболее точно и в доступной форме показан путь спасения — изложена суть аскезы и практики христианской жизни, имеющие для нас огромное значение, — то именно в его лице мы можем обрести надежного духовного наставника, или другими словами, истинного проводника в Царство Небесное. И именно его творения можно назвать исчерпывающим практическим руководством в деле спасения, наиболее подходящим для нашего времени. Поэтому так важно правильно понять и воплотить в нашей жизни то, что изложил в своих бесценных трудах святитель Игнатий, так много потрудившийся для нашего назидания.
Из предисловия читатель узнает о том, какие проблемы могут возникнуть при чтении святоотеческих писаний, как необходимо их преодолевать, а также на что следует обратить особое внимание при изучении трудов святителя Игнатия (Брянчанинова).
«Многие говорят о спасении, многие желают спастись; но если спросить их, в чем заключается спасение, то ответ для них делается очень затруднительным. Не беда, если бы дело оканчивалось одной затруднительностью в ответе! Нет: вредное последствие, истекающее отсюда, очень значительно. Незнание, в чем состоит спасение, сообщает действиям нашим на поприще добродетели неопределенность, неправильность. По-видимому, мы делаем много добрых дел; но, в сущности, делаем очень мало дел для спасения. Отчего это? Ответ очень прост: оттого, что не знаем, в чем состоит спасение наше.
Чтобы знать, в чем состоит спасение наше, надо знать наперед, в чем состоит наша погибель, потому что спасение нужно только для погибших. Ищущий спасения, этим самым по необходимости признает себя погибшим: иначе для чего бы ему искать спасения? Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом».